– Дети у вас хорошие.
А вот руками вы делать ничего не умеете…
Из анекдота
Многие удивляются, почему мы живем так, как мы живем. Кто-то говорит о технологиях, кто-то об энергоносителях, кто-то ругает россиян, кто-то Европу или Америку. В основном же все валят на президента и правительство.
А мне кажется, все дело в стаканах.
Если позволите, я поясню.
Стаканов было два, и, что характерно, оба – вдребезги.
Первый был разбит в одном из отелей острова Родос. Там в ресторане стояли такие маленькие автоматы с газировкой. Берешь стаканчик, выбираешь напиток по вкусу и наливаешь. Все просто настолько, что у каждого ребенка возникает горячее желание освоить процесс.
Мало кто помнит себя в том нежном возрасте, когда осваивал стакан. Мама этой девочки, видимо, родилась сразу артисткой цирка. Жонглершей. Когда ее чадо, вопреки материнским генам, расквасило стакан, она предприняла следующее. Оглянулась, схватила девочку за руку и, подергивая ее за нее (почти как собаку за поводок), как можно скорее покинула место происшествия. По ходу дела выговаривая дочке что-то насчет ее рукозадости.
Второй стакан был разбит взрослым неопределенной западноевропейской национальности в кафе “Лидо” в Минске.
Пока, набрав еды, он выбирал себе местечко потеплее, стакан раненной птицей спикировал с подноса на пол. Первое, что он сделал (мужик, не стакан), – подозвал девочку-официантку и ткнул подбородком в происшествие (руки были по-прежнему заняты). Девочка улыбнулась иностранному гражданину и мотнула головой в том духе, что для иностранцев позволительно в Беларуси бить стаканы и платить не надо. Мужчина посерьезнел и веско ответил: “You need to know that!”.
И здесь, как мне кажется, становится видна ментальная пропасть между постсоветским пространством и так называемым Западом.
Когда бьется стакан (в любой части планеты), обычно получаются разного размера острые стеклянные осколки. Первое, что должен сделать вменяемый человек, – это уведомить персонал заведения о случившемся. Чтобы осколки как можно скорее убрали и никто не пробил себе ногу.
У западного человека нет барьера. Он встает в полный рост и говорит: “Да, я это сделал! Я разбил этот стакан. Я несу за это ответственность и готов предпринять необходимые в этой связи действия!” Наши же упорно отводят глаза и детей в сторонку – мол, “это не я”.
Нам нравится думать, что мы в чем-то их превосходим, что наши глаза не зашорены, что мы более богаты духовно. Мы много говорим об их педантичности и занудстве. Но часто путаем эти понятия с удовлетворенностью жизнью и обязательностью. Именно четкое выполнение правил и способность брать на себя ответственность за свои поступки приводят их к процветанию.
Ведь наша любовь к пресловутому русскому “авось” и белорусскому “моя хата с краю” распространяется не только на посуду. Мы так же строим дома, мосты и электростанции (не дай Бог, кстати!). Мы так же строим свои семьи и воспитываем наших детей. Мы так же живем, в конце концов.
Нам нужен царь-батюшка, который за нас все решит. Который возьмет на себя груз нашей ответственности.
И все ведь начинается с младых ногтей.
Мне рассказывали, например, как в английских детских садах кормят деток. Подходит трехлетний сэр к тете-повару и тычет пальцем в яркое меню с картинками, что он хочет. Там на выбор пять видов напитков, три первых, пять вторых, гарниры… То есть он должен подумать, выбрать, что он хочет, и сказать взрослому человеку, чтобы она дала ему его пудинг. Уже таких маленьких деток готовят к самостоятельной жизни. Учат принимать решения.
У нас бывает по-другому. В группе, например, компот из чернослива дают после обеда. А утром – чай. И вдруг чая почему-то не оказалось. Ну и ерунда, решили работники, охладили компот и дали мелким. Детки выпили. И стали раздеваться и на стульчики вещи развешивать. Потому что рефлекс! После компота с черносливом всегда тихий час! Воспитывают винтики, солдат, исполнителей.
Я уже не говорю про насилие над малышами! Сколько слышно криков, сколько их дергают, шлепают. Прямо посреди общественных мест! “Замолчи, ты меня позоришь!” – сквозь зубы так, злобно.
В Швеции за такое прав родительских лишают. Это, конечно, тоже перегиб, но считаются они с маленькими людьми гораздо больше нашего, это точно. У них в ресторанах песочницы, о чем вообще тут говорить?
У нас в старом садике (пришлось поменять) нянечка пацанят за уши тягала. Увидели случайно. Потребовали, чтобы “специалиста” уволили. Заведующая безоговорочно согласилась. А на родительском собрании воспитательницы потом целую кампанию развернули в поддержку своей помощницы, рассказывали, как детки ее любят. Сама она пустила слезу… И все родители начали: “Да как можно? Давайте простим! Она же случайно, может быть…”
Я не мог поверить своим ушам. Люди! Это же наши дети! Как можно защищать чужого взрослого, который угрожает твоему ребенку? Если здесь не отстаивать свою правоту, то где?
Воспитательниц, конечно, можно понять, им без помощи – трудно. А найти желающих на зарплату нянечки не так чтобы очередь стояла. Да и самих воспитательниц – днем с огнем. Два с половиной миллиона за полную горницу детишек – это что-то маловато на мой вкус. Нет?
По мне – так воспитателями в наших детских садах работают исключительно святые люди. У них просто бездна терпения и любви.
Мы не экономим на садике. Если система не работает нормально, то почему бы не помочь материально? Не поменять окно, из которого сифонит на моего ребенка? Не подарить что-то работникам на Новый год? Не скинуться на утренник?
Ведь это самое важное!
Мне удивительно, что так мало внимания и так мало денег уделяется детским садам и тем, кто в них работает. Ведь именно там формируется наше будущее. Будущие мы. Не на заводах и фабриках, не в кабинетах управленцев и чиновников, не на полях и в закромах. А именно там, среди игрушек и горшков, куется наше завтра. Оно бегает в колготках с вытянутыми коленками. Не хочет пить молоко с пенкой и скучает по маме.
И это мой еще в школу не пошел. Сдается мне, там тоже чудес хватает.
Рядом с работой у меня педагогический колледж. Из окна хорошо видно, как они курят за углом, будущие педагоги. Смотрю на них и думаю, сколько из сотни идет в эту непростую и неденежную у нас профессию по зову сердца? Сколько из них будут работать с детьми с любовью, заботой и нежностью? Кого из них будут дети вспоминать с теплотой? И смогут ли они спустя тридцать лет, встретив на улице, узнать в лицо девочку Таню из первого Б?
Одна американка, в общих чертах знакомая с постсоветским пространством, как-то сказала, что наша система образования “shame-based”, то есть основанная на стыде. Я долго с ней спорил. Меня же наша система образования учила, что у нас самая лучшая система образования! А потом понял, что в чем-то она права. Да, мы больше знаем. Но нас учат через унижение. Непохожие, неспособные, яркие бывают часто изгоями. И расцветают потом, во взрослой жизни. Но чаще – нет.
А хочется, чтобы росли они Личностями. Самостоятельными, ответственными, свободными, яркими.
Разными!
Чтобы знали, чего хотят в жизни. Чтобы запаса любви, полученного в раннем детстве, хватило, чтобы понять одну простую истину: жизнь – хорошая штука! Бери и живи. Так, как хочешь!
Чем больше людей в стране это поймет, тем сильнее станет нация, государство. Многие усмехнутся, но я верю, что даже лидеров мировой экономики можно догнать. Многие страны уже доказали, что это возможно. Всего несколько десятков лет упорного труда и правильного стратегического видения. И никто за нас этого не сделает! Только мы сами.
Но нужна сильная нация. Нужна правильная ментальность…
Удачи нам всем!
Специально для lady.tut.by
Комментарии: